Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
«Не навреди» (primum non nocere) — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться.
Безопасность пациентов – основополагающий принцип оказания медицинской помощи и серьезная проблема здравоохранения во всем мире.
Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.
Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).
Всемирный день безопасности пациентов — это глобальная кампания по повышению осведомленности о безопасности пациентов и координированию усилий для ее обеспечения как на национальном, так и на международном уровне.
Главные его задачи — повысить осведомленность о проблемах безопасности пациентов во всем мире, подчеркнуть центральную роль безопасности пациентов в достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами и целей в области устойчивого развития, поощрять разработку систем и процедур, которые позволяют уменьшить количество врачебных ошибок и ликвидировать последствия уже совершенных.
Тема Всемирного дня безопасности пациентов в 2021 году — «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным». Ежедневно от предотвратимых причин, связанных с беременностью и родами, умирает около 810 женщин. Кроме того, каждый день умирает около 6700 новорожденных, что составляет 47% всех случаев смерти детей в возрасте до 5 лет. В дополнение к этому каждый год регистрируется порядка 2 миллионов случаев мертворождения, причем более 40% – непосредственно во время родов. Принимая во внимание значительное бремя рисков и вреда, которому подвержены женщины и новорожденные в результате небезопасного оказания медицинской помощи, что усугубляется перебоями в работе основных медицинских служб в условиях пандемии COVID-19, в этом году эта кампания приобретает еще большее значение.
В большинстве случаев мертворождений и смертей матерей и новорожденных можно избежать посредством обеспечения предоставления безопасной и качественной помощи квалифицированными медицинскими работниками. Но этого можно добиться только путем привлечения всех заинтересованных сторон и создания комплексных систем и подходов в сфере здравоохранения на уровне общин.
Основные направления для обеспечения безопасности пациентов:
*Профилактика заболеваний — основа здоровья и благополучия.
*Своевременное обращение за медицинской помощью и активное вовлечение в сохранение и поддержание собственного здоровья.
*Обязательное предоставление полной и точной информации о своем здоровье.
*Информирование медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания. Не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу.
*Рассмотрение пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи.
*Работа в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов.
*Постоянное повышение квалификации медицинских работников и углубление знаний по безопасности пациентов.
*Формирование культуры безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности.
*Поощрение информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.
Ввиду текущих трудностей, связанных с пандемией COVID-19, по случаю Всемирного дня безопасности пациентов в сентябре 2021 г. ВОЗ планирует комбинированное проведение мероприятий в виртуальном и других форматах. Фирменным знаком глобальной кампании будет подсветка знаковых памятников, достопримечательностей и общественных мест оранжевым цветом.
УЗ «Мядельская ЦРБ»
По материалам доступных интернет-ресурсов