Наркотик (от греч. ναρκωτικός — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — экзогенная (внешняя) по отношению к обмену веществ субстанция, способная вызывать физическую зависимость (наркоманию) в результате замещения одного из веществ-участников естественного метаболизма. Считается, что термин наркотик (ναρκωτικός) впервые был употреблён греческим целителем Галеном, в частности, для описания веществ, вызывающих потерю чувствительности или паралич. Данный термин также употреблял Гиппократ. В качестве таких веществ Гален, например, упоминал корень мандрагоры, семена эклаты и мака (опиум). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет наркотик как «Химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечёт за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры».

Термином наркотическое средство (наркотик) называют вещества, отвечающие трём критериям:

Медицинский критерий — вещество, лекарственное средство, оказывает специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на ЦНС, что может являться причиной его немедицинского потребления, а также обладает потенциалом к формированию пристрастия и/или болезненной зависимости (т. н. «аддиктивным потенциалом»).

Социальный критерий — немедицинское потребление рассматриваемого вещества принимает большие масштабы и наносимый вред приобретает социальную значимость.

Юридический критерий — средство, официально признано наркотическим и включено в перечень наркотических средств.

Попытки понять, почему люди употребляют одурманивающие вещества, предпринимались с тех пор, как это явление возникло в обществе. Понимание того, каковы причины наркотизации подростков и как происходит приобщение подростка к наркотику, имеет очень важное значение для планирования и проведения профилактической работы.

Возраст начала употребления наркотиков чаще всего приходится на 12-16 лет, но может быть как более раннее, так и более позднее приобщение к наркотикам.

Причины начала употребления психоактивных веществ подростками:

Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации. Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей. Дети пробуют употреблять наркотики, в первую очередь, с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе. В различных географических регионах мира существуют определенные возрастные критерии начала применения людьми наркотиков. Наибольшее число случаев употребления наркотических веществ приходится на юношеский возраст.

Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе. Желание получить удовольствие («словить кайф»). Стремление к удовольствию свойственно всему живому и присуще любой, не только патологической, личности. Начало злоупотребления и клиника заболевания дают многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. Сюда относятся использование эйфоризирующих веществ; сознательное увеличение доз с целью сохранить эйфорию; предпочтение внутривенного способа введения, при котором достигается наибольший эйфоризирующий эффект; применение дополнительных средств для получения эйфории; прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают эйфорию.

Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к «избранным», имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.

Облегчение психического состояния. Человек стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение.

Чувство протеста. Например, когда наркотики употребляют близкий друг, родители. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе.

Личностная ущербность.

Генетические причины.

Таким образом, наиболее частой причиной приобщения подростков к наркотикам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать группе сверстников. Через некоторое время начинают работать механизмы не только группового подражания, но и давления. И побеждает стремление быть, как все, не быть «белой вороной».

Особенно остро стоит проблема употребления марихуаны («травки», плана), так как среди подростков бытует мнение об отсутствии негативных последствий их употребления. Но через год эффект «травки» ослабевает, начинается поиск более сильного наркотика, и чаще всего им становится опий-сырец, вводимый внутривенно. В дальнейшем группа людей, с которыми подросток употребляет наркотики, все больше становится ориентиром его поведения.

Как распознать наркотическое состояние у подростка?

В первые недели увлечения наркотиками, пока не возникла наркотическая зависимость, родители могут сами спасти своего ребенка, если обратят внимание на некоторые признаки:

  • взвинченное настроение или резкое изменение в поведении; подросток избегает родителей, по телефону отвечает украдкой и односложно;
  • неряшливость в одежде;
  • пропадание в семье денег;
  • покраснение лица, чрезмерная веселость, повышенный аппетит — вероятные признаки употребления анаши, гашиша; в помещении при этом стоит сладковатый запах;
  • вялость, отрешенность, узкие зрачки — признаки употребления опия;
  • запах клея, бензина от волос и одежды (если ребенок вдыхает пары этих веществ);
  • налитые кровью глаза — результат употребления марихуаны. В любом случае подозрение должно быть подтверждено.

Определение конкретного вещества в биологической жидкости организма (моча, кровь, слюна) производится в химико-токсикологических лабораториях методом тонкослойной хроматографии. При этом учитывается, что отдельные вещества (опиаты) определяются лишь при значительной их концентрации в биологической жидкости, быстро разрушаются и выводятся из организма (за 8 ч большая часть морфина разрушается и выводится). Другие же наркотики (например, барбитураты) остаются в биологической жидкости до 1-2 недель. Поэтому распознание алкогольного, наркотического или токсического опьянения должно быть не только обосновано клинически, но и подтверждено лабораторно. Отсюда вытекают меры социального воздействия и индивидуального лечения больного.

Надо отметить изменение в последние годы симптоматики клинических проявлений наркомании и токсикомании. Это связано, прежде всего, с расширением арсенала токсических одурманивающих средств. Поэтому поражение мозга и осложнения, которые фиксируются, в первую очередь, у подростков, трудно диагностировать. А ведь диагностика нужна для того, чтобы начать целенаправленную профилактику.

Первый прием наркотических веществ, как правило, вызывает неприятные и болезненные ощущения. Но позже наступает синдром токсикомании.  Этот  период родители должны заметить раньше, чем педагоги, милиция и врачи, и обратиться за помощью.

Отсутствие на уровне семьи и общества надежной информации о распространенности применения наркотиков и токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями этих веществ для здоровья.

Первые признаки эмоционального изменения личности подростка, установленные родителями или педагогами, должны насторожить врачей, к которым необходимо срочно обратиться с целью назначения соответствующей терапии. Заподозрив, что подросток пристрастился к наркотикам, близкие обычно впадают в панику и теряют самообладание. И это можно понять. Между тем, в подобных случаях важно контролировать свои эмоции и действовать последовательно.

Для начала необходимо выяснить, действительно ли подросток страдает от наркозависимости. Если явных признаков нет, но подозрения имеются, необходимо попытаться вывести ребенка на спокойный откровенный разговор. Поговорите с ним и дайте понять, что обеспокоены его состоянием. Узнайте что случилось, есть ли у ребенка какие-либо неприятности, и предложите помощь. Не факт, что истина всплывет сразу, но будьте терпеливы! Если наркозависимость имеет место, то возможно, ребенок сам признается, что у него проблемы (однако многие наркозависимые дети подросткового возраста не находят сил для такого признания).

Не менее целесообразным будет и приобретение экспресс-теста на наркотики.  При положительном результате пробы, а также в тех случаях, если ребенок честно признал свою зависимость или признаки наркомании слишком очевидны, необходимо сразу же позвонить на телефон горячей линии наркологической помощи или напрямую обратиться в наркологический центр.

Не делайте скоропостижных выводов, не отчаивайтесь и держите себя в руках. Ведь ребенок нуждается в поддержке близких. Не кричите на подростка и не пытайтесь выяснить, почему он начал употреблять наркотики. Мягко постарайтесь узнать, как долго ребенок употребляет наркотические вещества, и как они называются. Беседа должна иметь спокойной конструктивный характер, и ни в коем случае не напоминать допрос. Будьте тверды, и при этом внимательны к чувствам юного члена семьи. Четко обозначьте позицию: «Я всегда буду любить и принимать тебя, но я никогда не стану принимать употребление наркотиков». Ваша задача — попытаться сделать так, чтобы подросток сам захотел избавиться от зависимости, поскольку в таком случае реабилитация будет проходить быстрее.

И помните: наркомания требует специализированного комплексного лечения. Не пытайтесь решить эту проблему самостоятельно.

 

 

Врач-психиатр-нарколог    В.В. Врублевская

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Мядельский райисполком Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Здоровые люди Помогут Детский правовой сайт
Портал рейтинговой оценки Цели устойчивого развития