Аутизм – это нарушение развития, которое оказывает сильное влияние на становление личности, познавательных процессов, социальных навыков и поведения человека. Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введён известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. Природа этого нарушения до сих пор остаётся спорной.
Первые проявления аутизма отмечаются уже в раннем возрасте, до трёх лет. Базовые особенности аутизма сохраняются у взрослых, хотя симптомы отчасти сглаживается с возрастом. Излечить аутизм нельзя, но прогноз может сильно варьироваться. Именно раннее выявление расстройств аутического спектра и своевременное вмешательство с адекватной состоянию терапией оказывают огромное влияние на развитие ребёнка, напрямую способствуют уменьшению тяжести симптомов и обретению независимости и самостоятельности во взрослой жизни.
Распространённость аутичных признаков намного более масштабная, чем считалось ранее: по некоторым данных, выше 1% среди населения. В 4 раза чаще аутизмом страдают мальчики.
Чем раньше диагностирован аутизм, тем выше шансы ребёнка преодолеть сложности, связанные с этим расстройством. Однако поставить диагноз аутизма до трёх лет — непростая задача даже для специализирующихся на данной проблеме профессионалов. Поэтому в США и многих других странах введено такое понятие, как группа риска по расстройствам аутического спектра, которое позволяет ребёнку с ещё не выставленным диагнозом получать раннюю специализированную помощь.
Начальные проявления аутизма, как правило, замечают родители уже в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не радуется родителям, на попытки общения возникает слабая реакция. С возрастом ребенок так и не начинает общаться, живет в своем собственном мире.
Чаще всего к двум годам родителей тревожит отсутствие речи, однако беспокоить могут и следующие особенности:
*ребёнок не смотрит в глаза, *не откликается на своё имя «он словно на своей волне»,
*не реагирует на просьбы «словно глухой»;
*не показывает пальцем на желаемое, не смотрит, куда показывает взрослый;
*не повторяет за взрослым простые движения, игры, его трудно чему – либо научить, делает только так, как считает нужным сам;
*совершает необычные движения, *например трясёт руками или раскачивается и т.д.
*не интересуется игрушками или проявляет интерес к их неигровым деталям (например, вращение колеса машинки);
*как эхо повторяет слова, фразы, вместо того, чтобы отвечать, говорит о себе в третьем лице (он) или во втором лице (ты) или не произносит слова вовсе;
*совершает ритуалы (определенные повторяющиесядействия) в игре, быту, на прогулке;
*трудно управлять его поведением, отмечаются истерики, частыми бывают приступы агрессии, «с ним невозможно договориться».
Проявления аутизма многообразны, но ключевыми являются:
Нарушения общения, сниженный уровень или отсутствие соответствующих возрасту социальных контактов с другими людьми.
Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, интересам, видам деятельности, вместо занятий, требующих воображения.
При наличии у ребёнка любого из следующих признаков его следует
показать специалисту:
не лепечет к 12 месяцам жизни;
к 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощание и т.п.);
к 16 месяцам не выговаривает слова;
к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов или неосознанно (эхолалично) повторяет слова.
В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются особом подходе, только формируется. На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребёнка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Для детей с аутизмом нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам. Для каждого аутичного ребёнка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого- педагогических стратегий.
Аутизм считается неизлечимым заболеванием, но если, как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму.

Врач-педиатр районный А.Ю. Полягошко

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Мядельский райисполком Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Здоровые люди Помогут
Портал рейтинговой оценки