Всемирный день информирования об аутизме установлен Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2007 года (резолюция № A/RES/62/139). Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар.
Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете — увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются ими иначе.
Одновременно с такой особой чувствительностью эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это проявляется, с одной стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной), а с другой, в необходимости различных стереотипных действий (потряхивание, кручение, двигательное беспокойство и т.д.), которые направлены как раз на то, чтобы снять лишнее напряжение и простимулировать себя. Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие.
Сегодня над проблемой аутизма работают институты, выделяются значительные средства на генетические изыскания, разработаны различные методики психолого-педагогической коррекции аутистических расстройств.
Важно своевременное обращение к специалистам. Вовремя установленный диагноз необходим прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Реабилитация даже одного ребенка – большой совместный труд целого ряда специалистов и родителей ребёнка.
Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

Необходимо искать всевозможные пути, чтобы приобщать ребенка к миру. Если у маленького человека нет врожденных социальных качеств, их нужно сформировать. Это реально только, если ребенок будет не отстранен от общества, необходимо искать ему компанию, чтобы он находился среди других детей. Специалисты советуют найти хотя бы еще одну семью с аутичным малышом — чтобы дети общались друг с другом.
Следует обратить внимание на свое психологическое самочувствие. Парадоксально, но при всей своей «отстраненности от событий» аутичные дети на самом деле очень чувствительны — в том числе и к тому, что происходит в семье. Подавленность родных (связанная, например, с тем, что мама и папа узнали: их малыш — аутист), может еще больше ухудшить состояние такого ребенка. Посему, услышав о таком диагнозе, не следует терять самообладание. Если сложно самостоятельно привести чувства в равновесие, есть смысл обратиться к психологу.
Нужно занимать активную позицию, стараться держать себя в
тонусе, заниматься спортом. Замечено: чем более действенны родители, тем ощутимей прогресс у их чад.
Следует быть внимательными и заботливыми по отношению к
малышу, но не переводить его в категорию «вечно опекаемого». Аутичные дети — великолепные манипуляторы. Они не преминут воспользоваться привилегиями человека, за которого другие готовы выполнить многое.
Не нужно жертвовать собой ради ребенка. Продолжать заниматься своими любимыми делами, не бросать свое хобби. Такой позитив наполняет родителей энергией — нужной для правильного воспитания малыша.
Важно, чтобы родители были последовательны в воспитании. Если с ребенком занимается педагог и устанавливает для него определенные правила — необходимо, чтобы они соблюдались и дома. Например, если ребенок не имеет внутреннего тормоза, не может остановиться, воспитатель может придумать для него внешний сигнал — положить руку на плечо. Этот жест означает: «Все, хватит». Нужно, чтобы такой «стоп-кран» применяли и мама и, папа, и бабушка — все, кто занимается с малышом дома.

Врач-педиатр УЗ»Мядельская ЦРБ» С.Л.Надточеева

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Мядельский райисполком Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Здоровые люди Помогут
Портал рейтинговой оценки Цели устойчивого развития