Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали. Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Такой ребенок почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Симптомы аутизма. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния. Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени. Признаки аутизма у детей следующие:  — нарушенное социальное взаимодействие; — нарушенная коммуникация; — стереотипное поведение; — ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Нарушенное социальное взаимодействие. Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы. Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Нарушенное социальное взаимодействие. Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен. Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия. Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

Нарушенная коммуникация. У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания. Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени. Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Стереотипное поведение. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно. Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате, изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя. Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Лечение аутизма. Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится».

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Способы коррекции аутизма. Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

Как воспитывать малыша-аутиста. Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.

Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.

Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

Как лечить аутизм, этапы. Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.

Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др. Учить наблюдать, подражать. Учить социальным играм и ролям. Учить идти на эмоциональный контакт.

Поведенческая терапия аутизма. Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Врач психиатр-нарколог                                                             В.В. Врублевская

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Мядельский райисполком Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Здоровые люди Помогут Детский правовой сайт
Портал рейтинговой оценки Цели устойчивого развития